Допрос

Создано · 6 Сообщения · 149 Просмотры
  • Данная информация является коппипастом, все ссылки оставлю внизу. Прошу не ставить оценки вообще было бы приятнее если бы вы бы оставили отзыв внизу об материале, материала очень много, информация является пособием по ведению допроса и разных методах.

    Предисловие

    Перед чтением советую прочитать

    Краткое пособие по проведению
    допросов в ходе следствия
    Практическое руководство

    Общеевропейские
    принципы и стандарты
    работы полиции
    Майкл Бойл
    Жан-Клод Вюльерм

    Ссылка на скачивание

    Методы, тактика, допрос ЦРУ и ФБР

    В 1997 году общественность получила доступ к документу «KUBARK Counterintelligence Interrogation» — руководству по проведению допросов, которым в ЦРУ с успехом пользовались в течение 34 лет. Эта 128-страничная инструкция для внутреннего пользования была написана в 1963 году. Безусловно, с тех времен многое изменилось. Например, теперь цээрушники наверняка первым делом лишают подследственного доступа к «Фейсбуку» на тридцать минут, и несчастный раскалывается уже на тридцать первой минуте. Однако большинство советов не потеряло актуальность и сегодня.
    Обстановка
    Комната для допроса должна быть лишена любых отвлекающих предметов. Никаких картин. Стены, пол и ковры — только приглушенных тонов», — советует анонимный автор. Стол предпочтителен самый обычный. С другой стороны, если кресло и стол проводящего допрос будут массивными и дорогими, это внушит допрашиваемому, что он имеет дело с важным и влиятельным человеком.
    Стул для допрашиваемого
    Можно обойтись самым простым деревянным стулом. Однако, если человека привели из камеры, лишенной всяких удобств, или перед этим заставили стоять на ногах долгое время, сидение на мягком, комфортном стуле из-за контрастности предыдущих ощущений усилит дезориентацию допрашиваемого.
    Табличка «Не беспокоить!»
    Позаботься, чтобы во время допроса никто не вваливался к тебе в кабинет с криком: «Мы пиццу заказываем! Тебе с чем?» «Внезапное появление кого-то постороннего, явившегося по тривиальному, будничному поводу, может иметь для допроса катастрофичные последствия и полностью сведет на нет его устрашающий эффект», — замечает автор пособия.
    Непредсказуемый график
    «Ваш подопечный должен начать ощущать, что всем его распорядком жизни управляете вы», — пишет автор. Поэтому допросы должны проходить по хаотичному графику. Сегодня два допроса, завтра ни одного и послезавтра ни одного. А на третий день на допрос следует вызвать прямо во время обеда или среди ночи. Один допрос может длиться пять минут, а другой — три часа.
    Метод «Всевидящее око»
    Проводящий допрос объясняет, что ему и так уже все известно, он всего лишь хочет убедиться, что допрашиваемый с ним полностью честен. Поэтому для начала задаются вопросы, ответы на которые и так известны. («У вас две руки, две ноги и один нос, не так ли?») Если в ответ звучит ложь («Вторая нога не моя, мне ее подкинули!»), допрашивающий строго указывает на недостоверность информации. Все это в конечном итоге должно убедить субъекта допроса, что запирательство бессмысленно.
    Метод «Двойная подсадка»
    «Подселять в камеру своего человека — слишком банальное, а потому совершенно неэффективное средство», — уверяет инструкция. А вот запустить к заключенному сразу двух подсадок — совсем другое дело. Подсадка № 1 пытается подружиться с допрашиваемым, подсадка № 2 гордо хранит молчание. Когда первую подсадку выводят на время из камеры, вторая предупреждает допрашиваемого, что это был стукач. Таким образом допрашиваемый проникается ко второму осведомителю доверием. «Это доверие можно подкрепить, если вторая подсадка покажет субъекту место, где в камере якобы спрятано подслушивающее устройство».
    Метод «Хороший полицейский / плохой полицейский»
    «В этой процедуре нет ничего нового», — говорит автор руководства, но обращает внимание, что лучше всего данный метод работает «с женщинами, подростками и робкими мужчинами».
    Билингвистический подход
    Если субъект допроса знает больше одного языка, начать задавать вопросы желательно сперва на его втором, неродном языке. «Если допрашиваемый выдержал шквал вопросов, например, на немецком или корейском, следует неожиданно перейти на его родной язык и спросить на русском: «Кто ваш оперативный сотрудник резидентуры?» В некоторых случаях допрашиваемый может ответить быстрее, чем сообразит, что не должен был этого делать», — пишет автор инструкции.
    Метод «Я правда знаю!»
    Первое время допрашиваемому задают вопросы, ответы на которые он точно не может знать, так как не находится в своей организации на том уровне, где возможен доступ к подобной информации. Допрашиваемый уверяет, что ему ничего неизвестно, и так оно и есть. Тем не менее проводящий допрос «не верит», заявляя, что даже самая мелка сошка и то должна знать такие элементарные вещи. После подобной подготовки допрашиваемому задаются вопросы, касающиеся сведений, находящихся в его компетенции. Многие проговариваются.
    В руководстве цитируются слова человека, подвергшегося такому методу допроса: «Это прозвучит странно, но тогда я был действительно благодарен, когда после всех этих трудных вопросов наконец была затронута тема, о которой я хоть что-то знал».
    Метод «Плацебо»
    Субъекту дают безвредную витаминку, а затем говорят, что это была сыворотка правды. Если человек сознательно или даже подсознательно собирался о чем-то рассказать, такой трюк срабатывает и выбалтывается все.
    Смена одежды
    Одежда помогает человеку быть тем, кто он есть. Пособие советует как можно быстрее лишить допрашиваемого его родной одежды и дать любую другую. Желательно не подходящую по размеру. Ремень тоже следует отобрать, чтобы ему приходилось придерживать штаны руками.
    Угрозы
    «Обещания применить пытки и насилие обычно помогают сломить сопротивление более эффективно, чем прямое применение силы», — говорится в пособии. Многие люди, объясняет автор дальше, не подозревают, что способны выдерживать интенсивные болевые ощущения, и боятся их сильнее, чем следовало бы.
    А вот угрожать смертью не следует. Это лишь внушит допрашиваемому, что его участь уже решена и от него избавятся, как только получат всю нужную информацию.

    Выявления обмана при допросе

    По мнению П. Экмана, сигналы, которые чаще всего принимаются за признаки обмана, по большей части выявляют не ложь, а стресс.

    Поэтому предлагается «Четырехдоменная модель распознавания обмана – альтернативная парадигма ведения допроса». В этой работе была представлена новая модель идентификации нечестного поведения, основанная на концепции лимбического возбуждения и внешних проявлений состояния комфорта и дискомфорта, или домена комфорта/дискомфорта. Чем комфортнее чувствует себя человек, когда разговаривает с нами, тем легче определить критические невербальные сигналы дискомфорта, связанные с обманом. Ваша задача заключается в том, чтобы создать максимально комфортные условия в начальной стадии любого взаимодействия или во время создания атмосферы эмпатии (в психологии это называется «построением раппорта»). Даже если вы активно стараетесь обнаружить признаки обмана во время беседы или допроса, ваше отношение к человеку должно быть по возможности нейтральным и ни в коем случае не подозрительным. Лучше всего собирать невербальную информацию стоя.

    Лжецы склонны использовать препятствия или предметы (например, подушку, стакан с водой или стул) для создания между вами защитного барьера. Когда лжецы говорят неправду, они обычно избегают прикосновений или других физических контактов с вами. Следует иметь в виду культурные различия в использовании зрительного контакта и прямого взгляда. Научно доказано, что люди, так называемого макиавеллевского типа (например, психопаты, мошенники и прирожденные лжецы) всегда усиливают зрительный контакт с теми, кого обманывают. Всегда обращайте пристальное внимание на движения головы того, с кем вы разговариваете. Если его голова начинает утвердительно или отрицательно покачиваться, и эти движения выполняются одновременно с произнесением слов, то такое сообщение обычно можно считать правдивым. Но если голова совершает эти движения с задержкой или после произнесения фразы, тогда услышанное сообщение, скорее всего, не является правдивым и не заслуживает доверия. Дрожь, или тремор, любых частей тела (кистей рук, пальцев, губ) или любая попытка спрятать или сдержать движения кистей рук или губ может указывать на дискомфорт и/или обман, особенно если она предпринимается после того, как проходит естественная, первоначальная нервозность.
    А. Для невербальных признаков обмана характерны: 1) согласованность и 2) выразительность.
    Глаза – универсальный детектор лжи
    Глаза один из самых совершенных детекторов лжи, по движению глазных яблок можно определить, о чем думает человек в данный момент, говорит ли он правду или лжет. Люди перемещают глаза в определенных направлениях в зависимости от того, какой типа мышление задействован. Наблюдение за глазами один из самых простейших приемов получения информации про мысли и эмоции человека
    Исследования показывают, что зрачок расширяются в среднем на 45 % если то что мы видим нам нравится, и наоборот сужается если не нравится. Так же человеку свойственно прищуривать глаза, когда он испытывает негативные эмоции. Данные реакции глаз длятся около 1/8 секунды, но если внимательно наблюдать вы обязательно их заметите. Одним из вариантов невербальных сигналов с участием глаз является блокировка глаз. Когда человек в ответ на визуальную или аудиальную информацию прикрывает глаза рукой, прикасается к веку или просто закрывает глаза на долю секунды, это указывает на негативные эмоции от полученной информации. Такую реакцию могут вызвать даже собственные мысли. Стоит заметить, что в момент стресса моргания глаз учащается. Когда человек испытывает позитивные эмоции, глаза будут широко открыты, брови приподняты. Так же расширение глаз наблюдается в момент удивления.
    Расшифровка движения глаз

    1. – Движение глаз вверх налево.
      (Образ-воспоминание). Когда мы визуализируем что-то из нашего опыта: «Какого цвета Ваша машина?» и вместе со словесным ответом Вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх.
      «Когда Вы последний раз видели этого человека?»
    2. – Расфокусировка глаз.

    Глаза расфокусированны, их положение фиксировано, зрачок несколько расширен. Визуальные образы могут быть из памяти или конструируемыми.

    1. – Движение глаз вверх направо.

    Конструируемый образ. Зрительное представление образов, явлений или предметов, которые мы не видели раньше, или представление явлений и предметов не такими, какими мы их видели раньше. «Как будет выглядеть зелёная корова?».

    1. – Направление взгляда по горизонтали влево.

    Слуховое вспоминание, тех звуков, которые мы уже слышали раньше. «Как звучит Ваша любимая песня?»

    1. – Направление взгляда по горизонтали вправо.

    Слуховая конструкция. Слуховое представление звуков, которые мы никогда не слышали раньше. «Как звучит песня Вашей мечты?». «Как бы звучал Ваш телефон, если его накрыть рукой?».

    1. Движение глаз вниз налево.

    Внутренний разговор. Это направление глаз совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек выбирает слова, которые хочет произносить. Это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у студента на защите диплома, у человека, дающего интервью.

    1. – Глаза вниз направо.

    Ощущение эмоций, осязательные ощущения, чувства движения, обоняния. «Как Вы чувствуете себя, когда ощущаете гнев?». «Что ты чувствуешь, когда занимаетесь спортом? «Вспомните, как печет ожог?» Важный момент в том что конструировать ощущения нельзя – мы не можем вообразить те чувства, которых не испытывали на самом деле.
    Есть типичный шаблон движений глазных яблок, который называют «детектором лжи»: направление взгляда от зрительной конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности – сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.
    Б. Речевые признаки обмана:
    Голос. Он связан с областями мозга, отвечающими за эмоции. Поэтому очень трудно скрыть некоторые изменения в голосе, если волнуешься или гневаешься. Обманщик начинает сыпать междометиями «гм», «ну», «э-э», совершать повторы типа «я… я… я имею в виду, что я…», произносить лишние слоги, например «мне очень по-Понравилось». Очень часто врун разговаривает на повышенных тонах. А также у него можно отметить следующее:
    • возникновение речевых недостатков вроде повтора слов или обрыва фраз на полуслове (перед обманом),

    • форсирование громкости речи,

    • заикание и покашливание с прикрыванием рта,

    • неуверенность в сообщаемом собой или партнером;

    • оговорки.

    Примеры:

    Следователь на допросе задает вопрос женщине: В каких отношениях вы были с гражданином «К»?

    Ответ: Мы были друзьями» – и опускает глаза вправо вниз. Она уходит в кинестетические (чувственное воспоминания). Судя по реакции глаз, а именно воспоминания ощущений можно сделать вывод, что женщина сказала неправду.

    Аналогичная ситуация: Муж возвращается с отпуска, жена спрашивает: Как отдохнул? Муж отвечает: Скучновато было и опускает глаза вправо вниз. Он уходит в кинестетические (чувственное воспоминания). О лжи выводы делать рано, но можно сказать, что ему есть что вспомнить.

    Вопрос: Что произошло на вашей встречи?

    Ответ: Ничего особенного, мы поговорили и попрощались. Глаза уходят в лево – вверх, при этом зрачки сужаются. Встреча действительно была, но воспоминания он ней вызывают негативнее эмоции. Можно предположить, что на встречи произошла ссора.

    Для выявления неискренности следует обращать внимание на следующие признаки:

    • «Блокировка глаз» – прищуривать глаза, опускать веки или прикрывать глаза ладонью – все эти действия вызваны желанием избавить мозг от необходимости «видеть» нежелательные образы и выразить своё неуважение к другим людям.

    • Недостаток выразительности в движениях рук.

    • Просительная поза – ладони, развёрнутые вверх, обычно означают, что человеку хочется, чтобы ему поверили или с ним согласились.

    • Асимметричное пожимание плечами.

    • Прикрывание рта рукой

    Когда человек говорит неправду, он неосознанно пытается прикрыть рот, в попытке «задержать» слова обмана. Если собеседник прикрывает рот рукой, когда вы говорите, значит, он чувствует, как вы лжете!

    Когда люди чувствуют, что нервничают, они подсознательно стараются занять себя, совершая бесполезные беспокойные движения в попытке снять нервное напряжение. Вместе с тем,

    • лжецы меньше жестикулируют, реже прикасаются к людям и в целом меньше совершают движений руками и ногами, чем честные люди.

    • потирают и почесывают голову, лоб, щеки, затылок, уши (озабоченность, смущение, неуверенность);

    • прикосновение к шее выдаёт невысокий уровень уверенности или стресс;

    • прикосновения к носу или легкие почесывания его (скрытое неодобрение, скука, нервозность);

    • потирание пальцем века (обман, поиск нового контраргумента; иногда подозрительность или ощущение лжи со стороны партнера);

    • микрожесты – выдвижение среднего пальца – «птичка» (сленг в США);

    Интерпретация жестов во время допроса:

    • Грызть ногти, покусывать пальцы рук; большие пальцы рук нервно потирают друг друга; нервно пощипывать кожу рук – скрытая агрессия.

    • Рука тянется к шее. Женщина медленно и изящно поднимает руку к шее. Если на ней украшения, рука притрагивается к нему, как бы проверяя, на месте ли они – повышение уверенности.

    • Рука тянется к затылку. Человек отводит руку как для удара (или отдергивая ее, как от ожога), но маскирует это другими движениями (поглаживает затылок, поправляет волосы).

    • Отбрасывать волосы со лба. Если женщина этим жестом поправляет прическу, значит, она слышит или говорит что-то, что ставит ее в неприятное положение, нервничает.

    • Засовывание в рот различных предметов – грызть конец авторучки или карандаша; сняв очки, засовывать в рот одну из дужек (потребность в поддержке).

    • Мимолетные выражения лица выдают истинные эмоции.

    • Реакции вегетативной нервной системы – покраснение лица или побледнение лица.

    • Капельки пота на шее – волнение, недостаток свежего воздуха.

    • Незавершенные жесты – пожимание плечом, поворот ладоней вверх).

    • Беспокойные движения рук и ступней (постукивания ногой).

    • Нервные действия (ерзание на стуле, наклоны в сторону).

    • Чрезмерно активная жестикуляция.

    • оттягивание от шеи воротничка, почесывание шеи – человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха.

    Суетливая активность так же является признаком лжи, если не наблюдалась в базовой модели поведения человека. Может проявляться в ответ на трудный вопрос.

    • перебирать или барабанить пальцами по столу;

    • постукивать ступней по полу;

    • покачивать ногой в положении сидя нога на ногу;

    • похлопывать ладонью по бедру;

    • крутить кольцо на пальце;

    • скручивать и раскручивать авторучку;

    • трогать и поправлять галстук или одежду (когда этого не требуется).
    Выделяются гендерные различия признаков лжи:

    Мужчины и женщины лгут по-разному. Знание специфики мужской и женской лжи помогает изобличить обманщиков. Исследования показывают, что мужчины и женщины врут одинаково часто, однако женщины обычно идут на это, чтобы собеседник чувствовал себя комфортнее, а мужчины – чтобы представить себя в более выгодном свете. Реже всего мы врем тем, кого любим. По словам Джеффри Хэнкока, профессора коммуникаций в Корнелльском университете, «мы меньше склонны врать своим партнерам, так как больше инвестировали в отношения с ними».

    Если он говорит «на повышенных тонах», явно агрессивно, не смотрит на вас, прерывисто дышит, потирает ладонью бедро, теребит галстук, водит пальцами по лицу, вскакивает, выбегает из комнаты этот мужчина лжет. Если она неестественно улыбается, говорит девичьим голосом, хлопает глазками, разглаживает платье, то и дело поправляет прическу и перекладывает ногу за ногу, а ее очаровательная и привлекательная грудь то и дело слегка поднимается – женщина лжет. Женщины делают это часто, а мужчины систематически.

    Кто лжет успешнее, мужчина или женщина? Мужскую ложь распознать значительно проще. Мужчина и женщина часто лгут из трусости и нежелания обострять ситуацию. Дефицит уверенности в себе также во многом способствует желанию обманывать других. Какие признаки обмана можно обнаружить в поведении мужчины и женщины? Приводятся следующие примеры:

    • человек отворачивается, на вопросы реагирует уклончиво, делает вид, что не может оторваться от какого-то дела;

    • он всячески избегает прикосновений, при любой попытке войти с ним в более близкий контакт неосознанно показывает, что его совесть нечиста («не дотрагивайся до меня»);

    • он (она) подпирает голову руками, подыскивает слова, смотрит беспомощно;

    • он (она) смотрит вдаль мимо вас; взгляд ясно показывает, что сейчас он (она) не здесь.

    Лучшие лжецы способны провести даже самые чувствительные детекторы. Традиционные тесты на полиграфе вот уже сто лет ориентируются на изменение кровяного давления, пульса, дыхания и потоотделения при ответе на проверочные вопросы. Но у них есть два недостатка. Во-первых, по данным Американской ассоциации полиграфистов, они срабатывают лишь в 80 % случаев и не всегда применимы.

    Бывший специальный агент ФБР и автор книги «Я вижу, о чём вы думаете» Джо Наварро объясняет, что у нас есть три момента для поимки лжеца: когда он впервые слышит вопрос, когда он анализирует его и когда отвечает. Вот на что стоит обратить внимание:

    1. Правдивые люди чаще будут отвечать на вопросы, держась прямо, с поднятой головой. Лжецы же «зачастую изгибаются, скрещивают ноги и руки», утверждает Джозеф Бакли, президент компании John E. Reid and Associates, обучающей методикам допроса сотрудников силовых структур.

    2. Чтобы психологически дистанцироваться от лжи, обманщики часто сдабривают свои рассказы местоимениями второго и третьего лица – «ты», «вы», «они».

    3. Говоря правду, мы сопровождаем свою речь жестикуляцией, которая ритмически ложится на наши слова и усиливает смысл – если, конечно, мы в него верим. В обратном случае мы держим жестикуляцию под контролем.

    4. Искусного лжеца на этом не поймать, но обычный человек часто ерзает, говоря неправду. Выдать сочинителя могут бегающие глаза, более высокий, чем обычно, голос, покрасневшее лицо, тяжелое дыхание.

    5. Лжецы часто переспрашивают собеседника и предваряют свои ответы вводными словами «по правде говоря», «честно говоря», предупреждает Бакли. Насторожитесь, если на прямой вопрос вы получаете уклончивый ответ.

    6. По телефону люди лгут чаще. Исследуя в течение недели 30 студентов колледжа, Хэнкок выяснила, что телефон стал самым частым орудием обмана (37 % случаев). За ним следовали личные беседы (27 %), интернет-мессенджеры (21 %) и электронные письма (14 %). Это не так уж удивительно: большинство телефонных разговоров не оставляют следов, а письма сохраняются у адресата.

    7. Лжеца может выдать недостаточно продуманная история. Подозревая обман, осторожно поинтересуйтесь деталями.

    8. Согласно исследованию, проведенному в 2002 году Робином Ликли, профессором Эдинбургского университета, паузы между словами в лживом рассказе больше, чем в правдивом.

    9. Собственная ложь заставляет чувствовать дискомфорт и даже сердиться. По словам Бакли, «в то время как правдивый человек обычно вовлечен в свой рассказ, открыт и искренен, лжец часто насторожен, замкнут и не идет на контакт».

    10. Рассказывая истории, честные люди могут вспомнить об упущенной детали и добавить ее задним числом. Или заново пересказать неаккуратно рассказанный эпизод. Лжецы, по словам ДеПауло, «опасаются, что их поймают на лжи, и избегают признавать даже пустячные неточности».

    11. «Следите за отклонениями от обычной манеры речи, – советует Пол Экман, почетный профессор Медицинской школы Университета Калифорнии в Сан-Франциско и глава компании Paul Ekman Group, проводящей эмоциональные тренинги. – Некоторые люди всегда медлят со следующей фразой. Если они начинают тараторить – это признак лжи».

    12. Говорящий правду использует множество лицевых мышц, а лжец улыбается одними губами – глаза не отражают его эмоций.
      Признаки правдивости собеседника:

    • взгляд собеседнику прямо в глаза,

    • активная жестикуляция,

    • демонстрация открытых ладоней,

    • естественные интонации,

    • смысловое совпадением языка тела и речи.

    Поскольку не существует ни одного жеста, позы, выражения лица которые можно однозначно трактовать как ложь мы в первую очередь основываемся на неуверенном поведение человека, которые после детального анализа рассматриваем как ложь.

    Глава 3. Приёмы психологического воздействия при проведении дознания
    У профессионалов, чья деятельность связана с активной коммуникацией, успех неотделим от психологического воздействия. Общаясь, люди вольно или невольно влияют друг на друга. Важно уметь отслеживать это влияние, управлять им. «Следователю необходимо знать, что управляет человеческим поведением, владеть искусством общения, эффективного и правомерного воздействия на людей» (Баренбойм П.Д.)

    Проблемы психологического воздействия интересуют юристов, психологов, литераторов – представителей самых разных областей деятельности. Обсуждая эту тему, юристы часто используют понятия «психологическое воздействие» и «психическое воздействие» как синонимы.

    «Психологические способы заключаются в психическом воздействии на потерпевшего – угрозах насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества (признается особо отягчающим обстоятельством), разглашения позорящих сведений, применения дисциплинарных мер, привлечения к уголовной ответственности и т. п.». Однако понятия психического воздействия и психологического воздействия имеют различные семантические оттенки. Воздействие есть влияние, приводящее к изменениям в объекте. Различают воздействие физическое и психическое. Любое нефизическое воздействие, признаки процесса или конечный результат которого можно обнаружить, является психическим. Например, одно только присутствие других людей меняет поведение человека, даже если такая цель ими заранее не ставится. Рапохин Н.П. отмечает, что и физическое воздействие на человека или группу людей в конечном итоге все равно приводит к изменению состояния их психики. В рамках данного подхода понятие «психическое воздействие» шире понятия «психологическое воздействие».

    Психологическое воздействие – это «преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие».

    Психологическое воздействие произвольно и, как правило, методически подготовлено. Результаты психологического воздействия прогнозируются субъектом.

    Обсуждая проблемы психологического воздействия, используют и другие близкие по значению термины: «психологическое давление», «психологическое или психическое насилие», «психологическое принуждение». В книге «Как избежать пытки: психология допроса и защиты граждан», вышедшей под редакцией П.Д. Баренбойма, психологическое давление рассматривается как одна из форм пытки. По мнению автора, если подозреваемому заявляют, что в случае отрицания им своей вины он будет арестован, а в случае признания – оставлен на свободе, то независимо от реальности подобных заявлений и угроз действия следователя носят характер психического насилия. Угрозы ухудшить режим содержания под стражей, разрешение свидания в обмен на признание вины – все это примеры использования психологического воздействия.

    Анализ практики применения словосочетания «психологическое (психическое) воздействие» показывает, что часто понятие «психическое» вместо «психологическое» воздействие используется авторами для усиления отрицательного смысла описываемого явления, для обозначения его недопустимости, ненормальности, аморальности. Применение понятий «давление», «насилие» подчеркивает отсутствие возможностей выбора у объекта воздействия.

    В психологии близким, но не тождественным понятию «психологическое воздействие» является понятие «манипуляция». Исследуя проблемы манипуляции, Е.Л Доценко внес существенный вклад в определение этого понятия. «Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающий с его актуально существующими желаниями». Отличительной особенностью манипуляции является то, что манипулятор стремится скрыть свои намерения. Манипуляция предполагает использование партнера по общению как средства для достижения цели субъекта. Термин «манипуляция» заменил в свое время понятие «макиавеллизм», символизирующее позицию «цель оправдывает средства».

    Понятие «психологическое воздействие» шире понятия «манипуляция». Не все виды психологического воздействия являются манипулятивными. Е.Л. Доценко приводит шкалу межличностных отношений, располагая их от крайне несимметричных (где один человек властвует над другим) до симметричных, равноправных, позволяющих совместно решать возникающие проблемы.

    1. Доминирование. Отношение к другому как к средству достижения своих целей, игнорирование его интересов. Доминирующий в межличностных отношениях стремится получить неограниченное одностороннее преимущество, он открыто использует грубые способы воздействия (насилие, приказ, принуждение).

    2. Манипуляция. Отношение к партнеру как к вещи, тенденция к игнорированию его интересов. При этом осуществляется скрытое воздействие с привлечением более сложного, опосредованного давления (провокация, обман, интрига, намек). Советы Д. Карнеги, сформулированные им в известной книге «Как завоевывать друзей», – это инструкция по манипулированию партнером по общению. Сами по себе предлагаемые им приемы (говорить о том, что интересует собеседника; называть его чаще по имени; больше слушать, чем говорить; и проч.) могли бы и не относиться к манипулированию, если бы не их нацеленность на создание оптимальных условий для восприятия чужих идей. Воздействуя же таким образом на психическое состояние собеседника, добиваясь его оптимизации в своих корыстных целях, субъект относится к собеседнику как к вещи, как к средству к достижению необходимого ему результата.

    3. Соперничество. Партнер по взаимодействию представляется опасным, с силой которого приходится считаться. Если манипуляция строится на маскировке цели и самого факта воздействия, то соперничество допускает признание факта воздействия, скрываются только цели. Интересы другого учитываются частично, средства воздействия могут быть открытыми и закрытыми. Соперничество предполагает активное противодействие партнера. Это изнурительное, иногда длительное противостояние возможно при определенном складе нервной системы и характера общающихся. Соперничество характерно для отношений «защита – обвинение».

    4. Партнерство. Отношение к другому, как к равному, имеющему право быть таким, какой он есть. Равноправные, но осторожные отношения, основанные на договоре, который служит и средством объединения, и средством оказания давления. Часто итогом партнерских отношений является компромисс, в нем каждая из сторон имеет свой «выигрыш» и «проигрыш».

    5. Содружество. Отношение к другому, как к самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. Главный инструмент воздействия уже не договор, а согласие (консенсус). Этот вид межличностных отношений чаще встречается в личностном общении, а не в профессиональном.

    Манипуляции как разновидность психологического воздействия могут быть в разной степени осознанными. Субъект может четко понимать, для чего он использует манипуляцию, но может и манипулировать привычно, почти автоматически, не придавая этому особого значения. Современное общение трудно представить себе без манипуляций. Р. Чалдини в своей книге «Психология влияния» рассматривает шесть принципов (или приемов манипуляции) получения согласия партнера по общению: принцип взаимного обмена, принцип последовательности, принцип социального доказательства, принцип авторитета, принцип благорасположения, принцип дефицита. Он исследует их с точки зрения того, как они могут быть использованы профессионалами, чья деятельность связана с необходимостью получения согласия партнеров.

    1. Принцип взаимного обмена можно сформулировать так: мы чувствуем себя обязанными отплатить человеку за оказанную нам любезность, даже если эта любезность была непрошенной. Обязательства угнетают, и от них хочется поскорее избавиться. Часто при этом человек возвращает больше, чем получил. Прием взаимного обмена используется для скрытого получения информации от партнера по общению. В разговоре с обладателем такой информации рекомендуется авансом продемонстрировать ему особое доверие, сообщив какую-нибудь «секретную» информацию. Тогда собеседник склонен отплатить подобным и сообщить то, что известно ему. При этом совсем не обязательно, чтобы сообщаемая авансом информация была бы действительно ценной. Важно, чтобы она изменила состояние собеседника, побудив его в ответ рассказать то, что он предпочитал скрывать.

    Методика «отказ – затем отступление» также основана на использовании принципа взаимного обмена. Она включает в себя два этапа: сначала выдвигается более серьезное требование, затем, после отказа в его выполнении – менее серьезное. Если вы правильно структурировали свои требования, ваш партнер воспринимает второе требование как уступку и ответит уступкой на уступку, т. е. выполнит ваше второе требование. Этот прием работает при организации переговоров, когда необходимо достижение компромисса между сторонами. Первое ваше требование должно быть более серьезным и трудновыполнимым, второе – менее серьезным.

    1. Принцип последовательности и обязательства. Стремление к последовательности считается главным мотиватором поведения человека, мы стремимся выглядеть последовательными, даже в ущерб своим интересам. Как только человек занимает определенную позицию, у него возникает стремление придерживаться этой позиции, чтобы выглядеть последовательным человеком. Кроме того, следование этому принципу освобождает человека от очередного выбора, принятия решения.
    1. Согласно следующему принципу – социального доказательства – человек определяет, что является правильным, выясняя, что считают правильным другие, срабатывает эффект подражания . Особенно хорошо этот принцип работает в условиях неопределенности, когда человек не знает, как ему поступить, и тогда, когда он считает себя похожим на других, уже сделавших свой выбор. Люди нередко испытывают сомнения при принятии решения, когда нужно выбрать один вариант из нескольких предложенных. Подтолкнуть его к наиболее эффективному выбору могут примеры. Р. Чалдини отмечает, что ярким проявлением действия принципа социального доказательства являются подражательные преступления: угоны самолетов, массовые убийства, самоубийства.

    2. Принцип благорасположения можно сформулировать следующим образом: мы охотнее соглашаемся выполнить требования тех, кого мы знаем, и кто нам нравится. В этой связи особенно актуальными становятся проблемы формирования привлекательного имиджа. Психологами также обнаружена следующая закономерность: нам нравятся люди, чем-то похожие на нас (имеется в виду не только внешнее сходство, но и сходство мнений, происхождения, манеры одеваться и т. п.).

    3. В соответствии с принципом авторитета любое действие, даже бессмысленное и несправедливое, является правильным, если оно совершается по команде достаточно высокого авторитета. Символы власти и высокого статуса имеют огромное влияние на современного человека. Основные символы авторитета – титул, одежда (особенно форменная), автомобиль.

    4. Принцип дефицита : что-либо становится особо привлекательным для человека, только потому, что стремительно становится менее доступным. В соответствии с данным принципом ограничение возможности использовать информацию способно повысить ее значимость. Эксклюзивная информация является для человека более убедительной.

    Таким образом, психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.

    Условия успешной манипуляции

    Согласно Джорджу Саймону (George K. Simon), успех психологической манипуляции прежде всего зависит от того, насколько манипулятор:

    • скрывает агрессивные намерения и поведение;

    • знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить какая тактика будет наиболее эффективной;

    • имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб в случае необходимости.

    Следовательно, манипуляция остаётся чаще всего скрытой – реляционно-агрессивной (англ. relational aggression) или пассивно-агрессивной.

    Х. Брейкер (Harriet B. Braiker) идентифицировала следующие основные способы, которыми манипуляторы управляют своими жертвами:

    • положительное подкрепление – похвала, поверхностное очарование, поверхностное сочувствие («крокодиловы слёзы»), чрезмерные извинения; деньги, одобрение, подарки; внимание, выражения лица, такие как притворный смех или улыбка; общественное признание;

    • отрицательное подкрепление – ворчание, вопли, тихое обращение, запугивание, угрозы, брань, эмоциональный шантаж, чувство вины, обида, плач, изображение жертвы;

    • неустойчивое или частичное подкрепление – может создавать эффективный климат страха и сомнения. Частичное или неустойчивое положительное подкрепление может поощрить жертву упорствовать – например, в большинстве форм азартных игр игрок может выигрывать время от времени, но в сумме всё равно окажется в проигрыше;

    • наказание;

    • травмирующий одноразовый опыт – словесное оскорбление, взрыв гнева или другое пугающее поведение с целью установить господство или превосходство; даже один инцидент такого поведения может приучить жертву избегать противостояния или противоречия манипулятору.

    Саймон идентифицировал следующие методы управления:

    • Ложь – трудно определить лжёт ли кто-либо во время высказывания, и зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно. Единственный способ минимизировать возможность быть обманутым состоит в том, чтобы осознать, что некоторые типы личностей (особенно психопаты) – мастера в искусстве лжи и мошенничества, делают это систематически и, нередко, тонкими способами.

    • Обман путём умолчания – очень тонкая форма лжи путём утаивания существенного количества правды. Эта техника также используется в пропаганде.

    • Отрицание – манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так.

    • Рационализация – манипулятор оправдывает своё неуместное поведение. Рационализация тесно связана со «спином» – формой пропаганды или пиара, Spin (public relations).

    • Минимизация – разновидность отрицания в совокупности с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или её поведение не является настолько вредным или безответственным, как полагает кто-то другой, например заявляя, что насмешка или оскорбление были только шуткой.

    • Избирательное невнимание или избирательное внимание – манипулятор отказывается обратить внимание на что-либо, что может расстроить его планы, заявляя нечто вроде «Я не хочу этого слышать».

    • Отвлечение – манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему.

    • Отговорка – подобна отвлечению, но с предоставлением неотносящихся к делу, бессвязных, неясных ответов, с использованием неопределённых выражений.

    • Скрытое запугивание – манипулятор заставляет жертву выполнять роль защищающейся стороны, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.

    • Ложная вина – особый вид тактики запугивания. Манипулятор намекает добросовестной жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна. Это обычно приводит к тому, что жертва начинает испытывать негативные чувства, попадает в состояние неуверенности, тревоги или подчинения.

    • Пристыжение – манипулятор использует сарказм и оскорбительные выпады, чтобы увеличить в жертве страх и неуверенность в себе. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя малозначимыми и поэтому подчиниться им. Тактика пристыжения может быть очень искусной, например, жесткое выражение лица или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить испытывать чувство стыда даже за дерзость оспаривать их действия. Это эффективный способ воспитать чувство неадекватности в жертве.

    • Осуждение жертвы – по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву быть защищающейся стороной, одновременно маскируя агрессивное намерение манипулятора.

    • Игра роли жертвы («я несчастный») – манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели. Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.

    • Игра роли слуги – манипулятор скрывает корыстные намерения под видом служения более благородному делу, например утверждая, что действует определенным способом из-за «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.

    • Соблазнение – манипулятор использует очарование, похвалу, лесть или открыто поддерживает жертву, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие и лояльность.

    • Проецирование вины (обвинение других) – манипулятор делает жертву козлом отпущения, зачастую тонким, труднообнаружимым способом.

    • Симуляция невиновности – манипулятор пытается внушить, что любой причинённый им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чём его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Эта тактика заставляет жертву подвергнуть сомнению своё собственное суждение и, возможно, своё благоразумие.

    • Симуляция путаницы – манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание.

    • Агрессивный гнев – манипулятор использует гнев с целью достичь эмоциональной интенсивности и ярости, чтобы шокировать жертву и заставить подчиняться. Манипулятор в действительности не испытывает чувство гнева, лишь разыгрывает сцену. Он хочет то, что хочет, и становится «сердитым» когда не получает желаемого.

    Манипуляторы обычно тратят немалое время на изучение особенностей и уязвимостей своей жертвы. Согласно Брейкер, манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости («кнопки»), которые могут существовать в жертвах:

    • страсть к удовольствиям;

    • склонность к получению одобрения и признания окружающих;

    • эмотофобия (Emotophobia) – страх перед отрицательными эмоциями;

    • нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать «нет»;

    • неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами);

    • низкая уверенность в своих силах;

    • внешний локус контроля.
    Уязвимости к манипуляции по Саймону:

    • наивность – жертве слишком трудно согласиться с идеей, что некоторые люди хитры, нечестны и безжалостны, или она отрицает, что находится в положении преследуемого,

    • сверхсознательность – жертва слишком сильно желает предоставить манипулятору презумпцию невиновности и принимает его сторону, то есть точку зрения преследующего жертву,

    • низкая уверенность в себе – жертва не уверена в себе, ей недостаёт убеждённости и настойчивости, она слишком легко оказывается в положении защищающейся стороны.

    • чрезмерная интеллектуализация – жертва слишком сильно пытается понять манипулятора и полагает, что у него есть некоторая понятная причина приносить вред.

    • эмоциональная зависимость – жертва обладает подчинённой или зависимой индивидуальностью. Чем более жертва эмоционально зависима, тем более она уязвима для эксплуатации и управления.

    Согласно Мартину Кантору (Martin Kantor), следующие люди уязвимы для психопатических манипуляторов:

    • слишком доверчивые – честные люди зачастую предполагают, что и все остальные честны. Они доверяются людям, которых едва знают, не проверяя документы и т. п. Они редко обращаются к так называемым экспертам;

    • слишком альтруистичные – противоположность психопатическим; слишком честные, слишком справедливые, слишком чуткие;

    • слишком впечатлительные – чрезмерно поддающиеся чужому обаянию.

    • слишком наивные – которые не могут поверить, что в мире существуют нечестные люди, или которые полагают, что если такие люди есть, им бы не позволили действовать;

    • слишком мазохистские – нехватка чувства собственного достоинства и подсознательный страх позволяют использовать их в своих интересах. Они думают, что заслуживают этого из чувства вины;

    • слишком самовлюбленные – склонные к тому, чтобы влюбляться в незаслуженную лесть;

    • слишком жадные – жадные и нечестные могут стать жертвой психопата, который может легко соблазнить их действовать безнравственным способом;

    • слишком незрелые – имеют неполноценные суждения и слишком доверяют преувеличенным рекламным обещаниям;

    • слишком материалистичные – легкая добыча для ростовщиков и предлагающих схемы быстрого обогащения;

    • слишком зависимые – нуждаются в чужой любви и поэтому легковерны и склонны сказать «да» тогда, когда следует ответить «нет»;

    • слишком одинокие – могут принять любое предложение человеческого контакта. Психопат-незнакомец может предложить дружеские отношения за назначенную цену;

    • слишком импульсивные – принимают поспешные решения, например, о том, что купить или на ком жениться без консультации с другими людьми;

    • слишком экономные – не могут отвергнуть сделку даже если знают причину, почему предложение настолько дешево

    • пожилые люди могут быть утомлёнными и менее способными к выполнению многих задач одновременно.
    Возможные мотивы манипуляторов:

    • потребность фактически любой ценой продвинуть свои собственные цели и личную выгоду,

    • необходимость в приобретении чувства власти и превосходства над другими,

    • желание и потребность чувствовать себя диктатором,

    • получение господства над другими для того, чтобы поднять собственное самоуважение.

    В отечественной психологии распространена точка зрения, согласно которой при психологическом воздействии нужно различать «субъект-субъектный» и «субъект-объектный» подходы. Первый основан на диалоге равных субъектов взаимоотношений, базируется на гуманистических целях, второй – на неравенстве людей в общении, на том, что есть «выигрывающая» от взаимодействия сторона, а есть «проигрывающая». Второму подходу соответствует две стратегии. Стратегия императивного воздействия, которая подразумевает отношения доминирования – подчинения (например, начальник – подчиненный, учитель – ученик, родитель – ребенок). Часто именно в соответствии с этой стратегией строится взаимодействие «следователь – обвиняемый». Другая стратегия – манипулятивного воздействия – предполагает скрытое психологическое воздействие с односторонней выгодой.
    Традиционно в отечественной психологии выделяли следующие методы психологического воздействия:Убеждение. Этот метод предполагает интеллектуальное воздействие на сознание собеседника с использованием логических обоснований своей позиции. Аргументируя свою позицию, дознаватель может убедить собеседника в правильности своей точки зрения.Вознаграждение предусматривает положительное подкрепление материальными или духовными стимулами желательного поведения партнера. Похвала является одним из способов вознаграждения собеседника, всем известен метод «кнута и пряника».
    Угрозы. Этот метод заключается в словесных обещаниях наказания за нежелательные формы поведения человека. Обязательным условием действенности угрозы является наличие чувства страха у объекта.
    Принуждение. Этот метод предполагает насильственные меры по организации желаемого поведения человека. Принуждение может быть физическим (основанным на применении силы) и психологическим (выступает как побуждение интересующего нас лица к определенным действиям вопреки его желаниям). Принуждение предполагает создание ситуации, при которой у объекта воздействия отсутствует возможность выбора.
    Обещание предусматривает положительное стимулирование на словах материальными или нематериальными поощрениями желательного нам поведения.Изменение окружающей обстановки . Этот метод заключается в активном воздействии на ситуацию, с конечной целью – изменение поведения объекта.

    Внушение – это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого. Более всего внушению подвержены дети, женщины, пожилые люди, малообразованные, утомленные, ослабленные.
    В современной психологической литературе приводятся и другие классификации видов психологического воздействия. Психологические воздействия можно классифицировать по разным основаниям. По характеру воздействия различают простое и сложное воздействие. Простое связано с достижением одной или нескольких целей и реализуется за один сеанс общения: беседу, опрос, допрос и проч. Например, в процессе беседы дознаватель может ставить цель добиться согласия собеседника на переговоры и использует для этого приемы психологического воздействия. Сложное психологическое воздействие состоит из нескольких простых и нацелено на решение профессиональной задачи.По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное воздействие направлено на одного человека, а социальное – на группу людей.По форме осуществления психологического воздействия различают открытое, закрытое и комбинированное воздействие. Открытая форма предполагает непосредственное обращение к сознанию объекта воздействия. Закрытая форма связана с использованием приемов влияния на подсознание (НЛП и проч.). Комбинированная форма предполагает сочетание воздействия на сознательную и подсознательную сферу.По технической оснащенности различают субъектные воздействия и инструментальные. Субъектные предполагают воздействия личности, слов, инструментальные – воздействия с использованием материальных объектов (например, вещественных доказательств), выбора места (комната переговоров, камера для допросов). Н.П. Рапохин различает гуманное и манипулятивное, мягкое и жесткое воздействие. При гуманном объект воздействия рассматривается как равноценная личность. Субъект воздействия аргументированно убеждает индивида или группу, исходит из их интересов, предоставляет им возможность осознанного выбора. Гуманное воздействие исключает обман, насилие, принуждение. При манипулятивном воздействии объект пассивен и является средством для достижения целей субъекта. В результате манипуляции очевидна односторонняя выгода. При манипулятивном воздействии используются обман, разнообразные психологические «ловушки», компрометирующий материал, пороки, слабости человека. Мягкое воздействие, по Рапохину, это такая форма, при которой человек не замечает воздействия как такового. Он делает самостоятельный выбор, перебирая и оценивая имеющиеся альтернативы. Жесткое воздействие предполагает сильное давление, осуществляемое вопреки его воле и желаниям, посредством использования психологической или материальной зависимости, угроз и шантажа. Автор различает прямые способы воздействия (просьба, предложение, замечание, указание, требование) и косвенные способы (вербальные – информирование, демонстрация, разъяснение и невербальные – игнорирование высказываний, избегание визуального контакта, молчание, паузы, контрпозы). Как считает Рапохин, воздействие на психику может осуществляться с помощью предметно-практических и вербальных средств. Предметно-практические предполагают целенаправленное изменение материальных условий жизни человека, создание определенных ситуаций, использование факторов внешней среды, формирующих у него соответствующие идеи, чувства, настроения и т. п. Например, задержание, арест, пленение, очную ставку можно рассматривать как психологическое воздействие с использованием предметно-практических средств.Психологическое воздействие с использованием вербальных средств осуществляется в основном в процессе личного общения в виде информирования, разъяснения, просьб, угроз, т. е. посредством убеждения, внушения и принуждения. Разъяснение допрашиваемому его прав и обязанностей, предупреждение об ответственности при даче ложных показаний – это психологическое воздействие с использованием вербальных средств.Воздействие может быть адресовано рациональной, эмоциональной или морально-этической сферам личности. Также оно может быть адресовано всем личностным сферам в комплексе. Такое воздействие будет более результативным. Рассматривая психологическое воздействие, В.Г. Крысько выделяет: информационно-психологическое воздействие, психогенное, психоаналитическое, нейролингвистическое, психотронное, психотропное.Информационно-психологическое воздействие – это воздействие словом, информацией. Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование определенных идей, взглядов, убеждений. Оно вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции.
    Психогенное воздействие является следствием: а) физического воздействия на мозг индивида (воздействие цвета, звука на психическое состояние человека или травма головного мозга могут привести к потере памяти, нарушению мышления); б) шоковое воздействие условий окружающей среды (например, наблюдение картин массовых разрушений) на сознание человека, нарушающее способность рационально мыслить, действовать, вызывает аффект, панику и проч. Воспоминания свидетеля, находящегося в подобном состоянии, могут быть значительно искажены.
    Материалы

    1. https://bookap.info/book/syropyatov_psihologiya_doprosa_voennoplennyh/gl5.shtm

    https://www.maximonline.ru/skills/career/_article/how-to-conduct-interrogation/
    3. Желательно к просмотру

  • Нихуя себе текста, кто-то вообще будет это все читать?

  • @Goshin советую прочитать самое начало, до распознавания лжи. И посмотреть видеоролик в самом низу. Да более этой информации тебе хватит.

  • я не читал топик, но все таки сделал допросную под домашнюю атмосферу, чтобы по быстрее раскрыть крумера.